Метод проектирования как способ развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

 Введение инновационных образовательных технологий (проектных технологий) выдвигает более сложные задачи перед школой и учителем. Школьники должны овладеть навыками планирования, работы с информацией, осуществлять контроль и оценивание процесса деятельности и достижений.

В начальной школе я работаю уже 8 лет. В ходе работы с детьми, я сделала вывод, что не все обучающиеся справляются с задачей создания высказывания. Чаще всего у учащихся нет самой потребности в общении, нет коммуникативного мотива. Учащийся пытается создать высказывание потому, что таково задание учителя.

Я уверена,  что метод проектов помогает научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, т.е. учит учиться, а главное, учит умению общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности, развитию коммуникативных универсальных учебных действий.

Возникает вопрос: «Что такое проект?», «Как отличить его от других видов деятельности?»

Основные признаки отличия проектной деятельности от других видов деятельности это:

  • направленность на достижение конкретных целей;
  • координированное выполнение взаимосвязанных действий;
  • ограниченная протяженность во времени
    с определенным началом и концом;
  • в определенной степени неповторимость и уникальность.

Как у любой деятельности, проектная также ставит перед собой определенные цели и задачи:

  1. Создание ситуаций успешности.

2. Формирование универсальных учебных действий, которые неразрывно связаны друг с другом:

ü         Личностные

ü         Регулятивные

ü         Познавательные

ü         Коммуникативные

ü 3. Применение получаемых на уроках знаний

ü Практическая работа над проектами предполагает постоянное применение как знаний, полученных при работе над темой проекта, так и знаний, полученных на уроках в классе.

ü 4. Привлечение родителей к постоянному участию в жизни класса

ü Работа над проектами предполагает активное сотрудничество с учителем и родителями.

Всю проектную деятельность можно условно разделить на три части или «Триаду». Это обязательные условия при выполнении проектной деятельности. Теперь о каждой части и результатах поподробнее. В нашей школе это происходит так:

  1. 1.     Выбор проектов

ü Начинается с обзора учителем возможных проектов (поделки, мероприятия, исследования)

ü Выполняется в школе на одном из уроков или во время классного часа.

ü Дети выбирают проект или по аналогии предлагают свои, или откладывают свой выбор на завтра.

ü Если проект групповой, то определяются группы участников.

ü Результат: выбранные детьми проекты

  1. 2.     Реализация проектов
  • Проводится в основном дома (возможно, в школе во внеурочное время)
  • Проводится при активном участии родителей
  • По времени занимает 2-3 недели
  • Результат: выполненные проекты
  1. 3.     Представление результатов
  • Проводится при активном участии родителей в школе во внеурочное время
  • Проводятся мероприятия, представляются поделки и экспозиции, защищаются  (представляются) исследовательские проекты
  • Все мероприятия, презентации и защиты фотографируются
  • Результат: завершённые проекты, заполненные несколько страниц альбома истории жизни класса.

Я еще глубже рассмотрела вопрос проектной деятельности.

В моей работе проект — это «5-П»: Проблема (значимая задача); Проектирование (план действий, выбор продукта, форма презентации); Поиск информации (поиск и сбор материала); Продукт (результат работы, изделие); Презентация (представление продукта, результата).

Также я выделила определенные виды  коммуникативных УУД, которые развивала в ходе работы с проектом. Это:

  • Ø Умение видеть проблемы;
  • Ø Умение выдвигать гипотезы;
  • Ø Умение задавать вопросы;
  • Ø Умение наблюдать;
  • Ø Умение классифицировать;
  • Ø Умение давать определение понятиям;
  • Ø Умение доказывать и защищать свои идеи
  • Ø Умение делать выводы.

В нашей школе я являюсь руководителем кружка «Суперзнайка». В ходе наблюдений за работой учащихся, я поняла, что при работе с проектом, учащимся начальной школы необходим поэтапный анализ развития действий. Им важно на каждом этапе знать правильность направления своих действий. Далеко не секрет, что все учащиеся приходят с разным уровнем подготовки. Естественно и работа учителя строится с учетом развития каждого ребенка.

Я разработала и внедрила в практику  систему поэтапной самооценки учащимися коммуникативных УУД. Система представляет собой утверждения, которые ребенок самостоятельно выбирает. У вас в буклетах такая информация тоже представлена.

Подготовительный этап. (Этап постановки проблемы)

ü  Мы смогли сами увидеть и  формулировать проблему.

ü  Мы увидели проблему, но  затрудняемся  ее озвучить.

Нам помог учитель.

ü  Мы не смогли увидеть проблему.

За нас это сделал учитель

Проектирование. Распределение ролей.

ü  Мы сами договорились, кто и что будет делать. Сами составили план.

ü  Мы распределили роли и составили план с помощью учителя.

ü  Мы не смогли договориться, учитель сам распределил роли и предложил нам план работы

Поиск информации

ü  Мы использовали все источники информации и способы ее добывания.

ü  Информацию мы нашли сами, но выбрать источник  нам помог учитель.

ü  Мы не смогли найти информацию, не знаем где ее нужно искать, это сделал учитель.

Выбор формы и способа презентации.Продукт.

ü  Мы сами решили в какой  форме будет наш проект

ü  Мы долго решали, каким будет наш проект, а форму презентации предложил учитель.

ü  Мы не смогли договориться  сами. Форму проекта нам выбрал учитель.

Презентация (защита проекта).

ü  Наша речь была очень убедительной, эмоциональной, мы смогли ответить на все вопросы.

ü  Наш проект был очень интересным, но мы не смогли ответить на вопросы.

ü Наш проект получился, но мы не смогли о нем рассказать.

Сегодня я на примере трех проектов хочу показать как работает предложенная мной система самооценки. Это проекты «Сказочная буква», «Русская народная кукла», «Наши домашние питомцы». Данные проекты были созданы в разные четверти. Результат представлен в виде диаграммы.

Можно увидеть положительную динамику всех видов коммуникативных УУД, но более динамичными оказались умения задавать вопросы.

Хочу сказать, что такая динамика развития именно этого вида коммуникативных умений не случайна. Это благодаря тому, что я разработала и внедрила в практику систему самооценки слушателей. Система представляет собой утверждения, которые учащиеся самостоятельно выбирают. Когда учащиеся-слушатели выбрали утверждение, проводится работа-анализ. (Какие вопросы можно было бы задать, что интересует, что понравилось, что нет, что пожелаем и т.д.).

Результат такой работы тоже представлен в виде таблицы диаграммы. Видно, что с каждой четвертью количество просто слушающих уменьшается, но количество детей, способных дать рекомендации растет.

Естественно такая деятельность невозможна без помощи родителей. Поэтому в течении учебного года я проводила и продолжаю проводить работу по следующим направлениям:

ü Родительские собрания;

ü  Консультации;

ü  Участие в проектной деятельности;

ü  Присутствие на защите.

Результаты работы представлены в таблице. Можно заметить, что родители стали чаще посещать этап защиты проекта. Дети стали все больше самостоятельность проявлять на этапе создания изделия.

Таким образом можно сказать, Метод проектов эффективно формирует универсальные учебные действия обучающихся. Поэтапная самооценка позволяет учителю корректировать деятельность обучающихся и свою на различных этапах работы.

 Шилкова  Галина Юрьевна,

Первая квалификационная категория

 Формирование Коммуникативных УУД методом проектирования