Советы родителям детей переходного возраста.


* Разговаривайте с ребенком. Чаще беседуйте с вашим чадом. Не нужно быть слишком жесткими и резкими, но и не стоит потакать всем капризам его. Нужно вместе рассуждать, действительно ли ему нужно то, о чем он просит.
* Проявляйте твердость в разговоре, если это необходимо, но не переборщите. Твердость — это необходимое условие, которое ему пригодиться во взрослой жизни.
* Будьте последовательны в своих действиях. Если сказали, что отпустите гулять только при хороших отметках за неделю, двоечник должен остаться дома.
* Не применяйте силу. Это приведет к тому, что подросший подросток привыкнет считаться только с силой. Главное в вашем общении — доброжелательность и доверие.
* Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить. Потому что если самый близкий человек обманывает, то разве можно верить другим людям? И почему нельзя лгать самому? Дети берут пример с родителей, так будьте примером своему чаду.

Ваш ребенок не любит школу?

 Примерно 15% школьников не желают ходить в школу. Почему? По мнению специалистов, существует целый ряд причин, по которым дети отказываются ходить в школу. Приведем несколько примеров.
* Страхи и беспокойство. Иногда дети испытывают беспокойство из-за того, что они разлучены с домом. В первые школьные дни надо внимательно следить за тем, как вы прощаетесь с ребенком. твердо сказанное: «Пока, счастливо, я заберу тебя после занятий!» — придаст гораздо больше уверенности, чем: «Не бойся, я приду сразу, если нужно»
Вы поможете своему ребенку справиться с ситуациями, которые его тревожат, если проиграете их дома. Чтобы большие задания не казались сложными, разбейте их на мелкие, доступные к выполнению. Выработайте у ребенка уверенность в себе, чтобы он мог сказать: «Я это смогу».
* Одиночество. Некоторые дети с трудом заводят друзей и чувствуют себя в школе одиноко Вы можете заметить это, если ваш ребенок всегда держится в сторонке, раздаривает свои любимые игрушки, чтобы завоевать популярность, или притворяется больным, лишь бы не идти вместе с классом на прогулку.
Родители могут помочь ребенку найти друзей, познакомив его с одноклассниками, лучше до начала учебы. Поддерживайте их дружбу — устраивайте совместные прогулки после занятий или домашние праздники с играми.
Некоторые дети чувствуют  себя в школе одиноко из-за того, что перестают быть центром внимания. Попросите учителя включать ребенка в классные мероприятия и конкурсы или давать ему какие-нибудь несложные поручения, это поможет ему ощутить свою значимость.
* Хулиганы. Ребенок просто боится идти в школу, потому что к нему там пристают более взрослые и сильные ребята. Научите его постоять за себя, не провоцировать ссоры с задиристыми ребятами. Пусть его костюм будет неброским и удобным, не давайте ему в школу дорогие игрушки и школьные принадлежности, которые могут привлечь внимание хулиганов.
* Здоровье. Сложности могут приносить здоровье: слабое зрение или слух. Учителя и родители об этом могут и не догадываться. Такие дети чувствуют, что, как бы они не старались, они все равно не могут хорошо учиться, и из-за этого не любят школу.
Проблемы со зрением встречаются часто. Если ребенок закрывает при чтении один глаз, склоняется слишком низко над книжкой, теряет при чтении строчку, жалуется на головокружение, чешутся глаза, то следует проверить зрение.
Некоторые дети плохо слышат, что говорит учитель. Проверьте слух, если ребенку трудно выучить звуки, если он путает слова или задает вопросы, на которые уже отвечали.
Дети, у которых есть проблемы со здоровьем, часто приходят в отчаяние, не могут закончить задание или обращают внимание на замечания учителя. Они плохо запоминают самые простые вещи: номер телефона, алфавит или рассказ.
* Учитель. Конфликт с учителем может вызвать неприязнь к школе. Что делать, если ребенок все время жалуется, что учитель «несправедливый» и «злой? Придите после уроков в класс и поговорите втроем. Крайние меры: перевод ребенка в другой класс или даже в другую школу. Однако помните, что дети знают, как настроить родителей против учителя. Поэтому, если ваш ребенок рассказывает, как с ним несправедливо обошлись, не считайте, что вы знаете всю правду. Поговорите с учителем, с классным руководителем. Как только вы поймете, почему ребенок не любит школу, вы наверняка найдете выход.

 

 

 

 

 

 

Как стать другом собственному ребенку?

В возрасте 11-12 лет у подростков наступает «момент разочарования» в собственных родителях. Если в более раннем возрасте родители кажутся детям чуть ли не полубогами, самыми сильными, умными и красивыми на свете, и они полностью доверяют им. Позже наступает период переоценки ценностей, и они перестают общаться с родителями. Все их внимание обращено на окружающий мир, где желают самоутвердится, ищут других себе собеседников. Психологи считают, что дети, которые регулярно общаются с родителями, могут противостоять любому негативному влиянию улицы.
Однако многие родители испытывают трудности в общении с подростками. Вот несколько советов, которые могут помочь.
* Создайте благоприятный климат для общения. Выделите регулярное время для общения. Семейный обед или ужин — прекрасная возможность провести время вместе.
* Овладейте искусством «разговора между делом». Это меньше будет смущать детей.
* Не давайте лишних советов. Подросток никогда в жизни не последует вашим советам, если они звучат в форме указаний. Делитесь с ним собственным опытом, рассказывайте о своих переживаниях. Не ущемляйте его достоинство. Не торопитесь с советом, когда ребенок совершил какую-то ошибку. Как правило, дети сами прекрасно осознают все свои промахи. Обсудите с ним создавшуюся ситуацию, как близкие друзья.
* Будьте едины. Дети хорошо понимают, когда родители не едины. Они часто копируют своих родителей, играя в игру спора родителей между друг другом. Запомните, что выяснять отношения можно только за закрытыми дверями. Если же конфликт произошел, постарайтесь примириться у них на глазах. В этом случае недопустимы «спектакли» — ребенок непременно почувствует фальшь…
* Давайте детям возможность уединения. Подросткам важно чувствовать себя самостоятельными, позвольте решать им самим свои проблемы.
* Письма. Некоторые психологи советуют родителям писать записки и даже письма собственным детям.
Итак, вы должны стать настоящим другом для своего ребенка. Не начальником, не управляющим, а человеком, которому он мог бы стопроцентно доверять в любой ситуации, как самому себе. Если вы сумеете наладить со своими детьми доверительные отношения, вы испытаете необыкновенное удовлетворение.

 

 

Ребенок, родители, учителя… Как решить школьные проблемы?

       Если у вашего чада возникли проблемы в школе, и вас вызвали в школу, вам помогут наши советы.
* Определитесь с тем, что вы хотите сказать учителю. Подготовьте список вопросов для преподавателей.
* Настройтесь на мирные переговоры, забудьте об агрессивном тоне — это только усугубит конфликт.
* В разговоре с учителем постарайтесь понять причины появления проблемы и найдите вместе выход из создавшейся ситуации, наименее травматичный для ребенка.
* Корректно изложите учителю свою точку зрения на проблему, но при этом постарайтесь понять и его позицию. Благополучное решение конфликта зависит от умения слушать друг друга и идти на компромисс.
Что вам может сказать учитель?
* Когда я был(а) ребенком и совершал(а) какой-либо проступок, мои родители обвиняли меня, а не учителя.
* Вы недостаточно объективно оцениваете способности вашего ребенка.
* Если ваш ребенок будет одеваться скромнее, возможно, он сможет уделять больше внимания учебе.
* Мне не верится, что вы разговариваете со своим ребенком.
* Почему учитель должен тратить свое свободное время на проведение родительского собрания, а вы даже не соизволили на него прийти?
* Мне очень понравилось, как вы сделали домашнее задание, но я учу не вас, а вашего ребенка.
* Приучите вашего ребенка умываться и принимать душ перед школой.
* Почему учителя должны заставлять вашего ребенка делать уроки? Это ваша обязанность.
А это вы вряд ли услышите от учителя.
* Давайте посмотрим правде в глаза — квалификация некоторых учителей оставляет желать лучшего.
* Ваш ребенок совершенно неуправляем. Не ждите, что я смогу хоть чему-то его научить.
Попытайтесь выстроить такие отношения с учителем, которые были бы основаны на взаимном доверии и уважении. Ведь учитель — это тот человек, который изо дня в день в течение нескольких лет общается с вашим чадом и от которого во многом зависит его будущее.

Плохое поведение детей-подростков

Почему современные подростки по любому поводу вступают в пререкания с родителями и пренебрежительно относятся к работе по дому? Глобальные изменения, происходящие в мире, не могли не отразиться на отношениях взрослых и детей. Сейчас с детьми считаются и пытаются договориться, вместо того чтобы требовать безоговорочного послушания. Следовательно детям стало гораздо проще противиться воле родителей. Вот как специалисты советуют родителям решать проблемы с поведением подростка.
* Отлынивание от домашних обязанностей. Почему дети отказываются помогать по дому? Родители постоянно упрекают по пустякам, а просят командирским тоном. Ни один ребенок не любит, чтобы на него давили. Этим вы ничего не добьетесь. Тон должен быть спокойным и деловым. Не нужно настаивать, чтобы подросток бросил все свои дела и моментально побежал исполнять ваши поручения. Настройте себя, что беспорядок в его комнате — это его личная проблема. Гораздо эффективнее самим блюсти порядок и чистоту в остальной части дома, а не придираться из-за беспорядка в детской. Дети учатся на примерах.
* Пререкания. Почему подростки постоянно спорят? Спор — это способ развития мышления подростка. Старайтесь быть ребенку достойным оппонентом. Чем больше с подростком будут спорить, тем для него лучше. Он научится отстаивать свою точку зрения с помощью аргументов, а не кулаков. Если же ваш разговор зашел в тупик, скажите: «Знаешь, у меня сейчас нет времени продолжать дискуссию, давай продолжим потом, а заодно осмыслим аргументы друг друга».
Если пререкания из-за борьбы за ваше внимание, придумайте какие-нибудь совместные занятия: игры, прогулки и т.д.
Если источником является борьба за самоутверждение ребенка, уменьшите свою причастность к его делам. Опыт собственных решений и неудач очень важен.
Если ребенок разуверился в своих силах, хвалите, отмечайте любой, даже самый маленький успех — это его поддержит.
* Неуместная одежда. Учить ребенка подбирать себе одежду и соблюдать правила гигиены нужно с самых ранних лет. В семье, где мама ходит в грязном халате, а от папиных носков несет за километр, дети вряд ли вырастут аккуратными и чистоплотными. Если же в группе, в которую входит ваш подросток одеты все определенным образом, то родители бессильны что-либо изменить. В борьбе за мелочи вы можете потерять доверие детей. Не следует навязывать ребенку свои представления о том, как он должен выглядеть, пусть учится на своих ошибках.
* Нежелание делать уроки. Домашние задания часто приводят к конфликтам. Этот процесс часто сопровождается криками, слезами и тумаками. Очень часто мы сами жалуемся на неприятности на работе, а потом говорим детям, что они должны относиться к школе как к работе. Следует убедиться, не стоит ли за нежеланием учиться каких-нибудь особых причин.
Чувство тревоги — боязнь не успеть, сделать ошибку, боязнь общественного мнения.
Инфантилизм, незрелость ребенка, у которого на первом месте игры.
Несоответствие учебной программы возможностям, склонностям и интересам ребенка.
Излишняя требовательность со стороны родителей.
Конфликт с учителями и одноклассниками.
Помогите своему ребенку. Дайте ему понять, что его уроки столь же важны, как и самые серьезные дела взрослых. Поддерживайте атмосферу уважения к умственному труду. Не стойте у ребенка над душой, пока он не начнет делать уроки или в процессе их подготовки. Проверяя сделанное, не злорадствуйте по поводу ошибок.
* Обман, выдумки. Иногда ложью называют детские фантазии. Порой сами родители провоцируют детей солгать, избирая неверный тон. Агрессивная реакция на проступки ребенка вызывает у него страх. Он ожидает крик, наказание, и старается его избежать, пользуясь враньем. Даже если вы точно знаете, что ребенок лжет, не спешите выводить его на чистую воду, не торопитесь его наказывать, а скажите: «Мне все время кажется, что ты мне говоришь неправду». Иногда ребенок преднамеренно и сознательно говорит неправду. Вот теперь мы должны четко выразить свое отрицательное отношение к его поступку и определить наказание.
* Грубость по отношению к другим. Ребенок с самых малых лет должен уяснить, что не только у него есть чувства. Как? Чаще обращайте внимание малыша на чувства другого человека, поощряйте любое проявление заботы и чуткости. Однако, дети как губка впитывают модели поведения в семье. Если дома мама раздраженно разговаривает с бабушкой и не учитывает ее интересы, то ребенок не будет отзывчивым.  Нужно обратить внимание на свое поведение.
* Вызывающее поведение. Необходимо установить в семье определенные поведенческие нормы и придерживаться их. Следует четко и недвусмысленно выражать свое отношение к тем или иным поступкам ребенка. Проявляйте больше терпения к своим чадам.

Трудный возраст

       Разве не естественно для подростка отдаляться от своей семьи? Нет. Психологи утверждают, что дети в таком возрасте нуждаются в родителях не меньше, чем малыши, особенно в 13-16 лет. Ребенок должен не просто чувствовать, что его любят, но и ощущать физическое присутствие мамы и папы в своей жизни. Тогда у них будет меньше проблем и конфликтов как в семье, так и со сверстниками. Так как же наладить отношения с подрастающими сыновьями и дочерьми, когда кажется, что больше всего на свете им хочется быть, как можно, дальше от вас?
* Исправьте испорченные отношения. Ненужно относиться к подростку, как к маленькому ребенку. Перейдите от сюсюканий и бесконечных поучений ко взрослым откровенным, доверительным разговорам. Помогите ему увидеть в вас прежде всего не строгого воспитателя, а близкого ему человека и друга.
* Расставьте правильно приоритеты. Если ваше чадо заявилось домой с проколотой губой, нетрудно поддаться панике: сегодня пирсинг, а что будет завтра? От нас, родителей, требуется не только большое терпение, но и философский подход. Главное для нас: не подходить критично к новой молодежной моде, а оставаться носителями более значимых ценностей: честности, уважения, трудолюбия и т.д. Так что позвольте подростку проявлять бунтарский дух там, где это не причиняет большого ущерба, а свою энергию приберегите для серьезных проступков.
* Правильно выбирайте место для беседы. Подросткам бывает психологически трудно общаться по душам с глазу на глаз. Больше вероятность, что он пойдет на контакт, когда вы чем-то заняты. Разговор может также начаться на прогулке по парку. А если вы перед сном присядете на край постели, ему это будет очень приятно и напомнит о днях, когда он был маленьким.
* Найдите общие интересы. Музыка, спорт, рыбалка, книги…
* Поддерживайте семейные традиции. Вместе справляйте праздники, устраивайте семейные вечера, наряжайте новогоднюю елку, ходите в театры, в кино… Поддержание семейных традиций дает повзрослевшему ребенку чувство стабильности.
* Проводите время вдвоем. Это позволит ребенку почувствовать единство, и поможет стать вам хорошими друзьями.
* Откажитесь от нравоучений. Нравственное поведение воспитывается в детях не столько словами, сколько атмосферой в доме, через подражание поведению родителей. Станьте достойным примером для своего чада.
Внимание. Подростки не всегда могут выразить словами свои негативные чувства, будь то злоба, отчаяние или ненависть к самим себе. В результате они тянутся к спиртному и наркотикам, могут искать утешение в беспорядочном сексе и даже идут на преступления. Если вы заметили, что ребенок ведет себя неадекватно, вы наблюдаете у него признаки депрессии или тревожности, он перестал нормально питаться, или у вас есть подозрения, что он пристрастился к алкоголю или наркотикам, обратитесь к психологу.

Раннее развитие ребенка


       Ваш ребенок начал читать очень рано, вы покупали ему развивающие игрушки, водили в театр, в цирк. Теперь он учится успешно в школе. Но ваша ли это заслуга?
Современные исследования показали, что в умственном развитии детей важную роль играет  не только окружающая среда, но и генетика. Наша же роль, как родителей, очень важна при познании ребенком окружающего мира.
Занятия в раннем возрасте способствуют формированию мозга. Младенец рождается с миллиардами мозговых клеток, нейронами, часть которых еще до рождения связана между собой, это обеспечивает важнейшие жизненные функции, такие, как сердцебиение и дыхание. Остальные ждут своего часа. По мере взросления ребенка клетки закрепляют все новые связи, необходимые для формирования поведения. Первые два года жизни являются периодом бурного развития мозга. К двум годам в мозгу устанавливается более 300 триллионов связей.
Существует некий график формирования мозга ребенка:  «Окна возможности», когда могут быть установлены конкретные связи: зрение, восприятие и навык устной речи, арифметики, освоение иностранного языка и т.д.  Например: ребенок детсадовского возраста усваивает незнакомый язык быстрее, чем десятилетний, десятилетний делает больше успехов в этом, чем взрослый человек.
          

Что могут сделать родители в домашних условиях, чтобы стимулировать умственное развитие своего ребенка?
Ненужно пытаться учить ребенка указаниями и наставлениями, создайте для него атмосферу, способствующую естественному обучению.
* Смотрите ребенку в глаза. Зрение вашего шестинедельного ребенка фокусируется на расстоянии 18 сантиметров. При этом в мозгу устанавливаются связи узнавания, которые помогают ему выделять знакомые или незнакомые, одинаковые и различающиеся предметы..
* Говорите с ребенком. Овладение речью в раннем возрасте очень важно. Речь является важным фактором продуктивного мышления. Поэтому, чем раньше вы начнете разговаривать с ребенком, тем успешнее он будет познавать мир. А чтобы еще ускорить процесс развития, говорите, говорите, говорите…
* Не забывайте о музыке. Музыка не просто дает ребенку чувство ритма и мелодии. Уроки игры на инструментах, пение у трехлетних детей резко улучшает пространственно-временное мышление.
* Поощряйте в ребенке исследователя. Ребенок развивается интеллектуально и постигает внешний мир через новый опыт — исследуя неизведанное. Узнавайте мир вместе. Поднимите игрушку и осмотрите ее, затем дайте ее ребенку для изучения. Не бойтесь опуститься с ним на пол и поползать.
* Помогите ребенку  различать… Даже очень маленькие дети понимают, что красный цвет отличается от зеленого, только они не могут выразить это словами. Помогите им в этом.
* Поощряйте успехи ребенка. «Хорошо», «умница», «молодец» — эти слова должны стать вашими спутниками в обучении своего ребенка. Ваша похвала не только вызывает довольный смех у малыша, но еще и укрепляет связи между фронтальной частью коры головного мозга и миндалевидным телом в среднем мозгу, контролирующим эмоции человека. Эти связи устанавливаются в возрасте между десятью и 18 месяцами. Когда вы похвалите ребенка за его первый шаг, это сделает его счастливым и в его мозгу произойдет выплеск нейрохимических веществ, усиливающих кровообращение, у него появляется желание повторять и повторять эти действия. И наоборот, если достижения ребенка воспринимаются с безразличием, кровообращение не стимулируется, и у ребенка пропадает желание пытаться узнавать окружающий мир.
* Не останавливайтесь. Хотя в раннем возрасте занятия оказывают наиболее значительное влияние на умственное развитие ребенка, это не означает, что все возможности интеллектуального развития кончаются в раннем детстве. Нервные связи продолжают устанавливаться и после десяти лет. Продолжайте читать вашему ребенку, разговаривать с ним, заниматься музыкой… Это очень важно!

Как научить вашего ребенка не падать духом, когда случаются неприятности?


       Порой детям кажется, что из-за одной-единственной неудачи может рухнуть вся жизнь. Именно способность не падать духом отличает детей, которые справляются со стрессовыми ситуациями, от тех, кто теряется из-за плохой самооценки или чего-то гораздо более серьезного, смерти или развода родителей. Как же помочь чувствительному ребенку?
* Напоминайте ему о том, что все плохое проходит. Это подкрепит у него желание действовать и чего-то добиваться.
* Поощряйте его к поиску самостоятельных решений. Умение решать поставленные задачи — лучшее средство борьбы с ощущением беспомощности.
* Установите разумные границы, четко их обоснуйте и требуйте их выполнения.  Дети нуждаются в мудром руководстве со стороны взрослых. Но если вы будите следить за каждым шагом ребенка, он никогда не научится принимать собственные решения.
* Поощряйте ребенка за его достижения — это формирует у него жизнеутверждающий настрой. Благодаря этому, ребенок осознает, насколько тесно связаны успех и труд.
* Помогите ребенку раскрыть ему свои способности и таланты, а не исполнять ваши желания.

          Основные закономерности воспитания детей.


*Позвольте ребенку испытать естественные последствия его поведения.
* Хвалите его за хорошие поступки и за послушание.
* У каждого ребенка свой характер и темперамент — учитывайте это при воспитании.
* Установите правильные ограничения. Ребенку необходимо знать, где заканчиваются его права и начинаются права других.
* Не нужно торопить взросление своего ребенка.
* Уважайте чувства вашего ребенка.

Развод родителей и переживания детей         

Дети развод родителей переживают крайне остро. И взрослым очень важно приложить все усилия, чтобы как можно меньше нанести рану своему ребенку.
Вот что советуют психологи:
* Тема развода не должна держаться в секрете. Позвольте ребенку выговориться.
* Словами «он ушел, бросил нас» вы можете создать у ребенка комплекс неполноценности. Лучше сказать: «мы расстались», «нам стало трудно жить вместе».
* Не препятствуйте общению ребенка с бывшим супругом и его родственниками.
* Дети часто в ошибках родителей винят себя. Успокойте ребенка, объясните, что это решение ваше. Чаще хвалите ребенка, поднимая самооценку.
* Смена обстановки, новые увлечения и знакомства помогут справиться ребенку со стрессом.

          Споры между поколениями

Спорами между поколениями сегодня никого не удивишь. Крайним обычно становится ребенок. Ему непонятно, почему мама смотрит зверем на бабушку. А та, в свою очередь, отвечает ей криками и обидами. Ребенок перенимает поведение близких, впитывая все как губка, чтобы во взрослой жизни реализовать привычные схемы поведения.
Как же тогда нам поступать?
1. Выслушивайте советы своих родителей и соглашайтесь с тем, что в них есть разумное зерно.
2. Не говорите об их промахах и недостатках.
3. Искренне говорите «спасибо» за помощь, которую они вам оказывают.
4. Говорите спокойно, с минимальным количеством слов.
5. Хвалите их за поступки, заслуживающие похвалы.